2.08 |
"Дорожная карта Минобрнауки, или подкидные дураки"
"Стриженая овца.
Овца, которую неумело стригли, сказала стригальщику:
"Если тебе шерсть нужна, держи ножницы повыше;
а если мясо, то зарежь меня сразу, а не мучай так, укол за уколом".
Басня относится к тем, кто берётся за дело не умеючи". [1]
Минобрнауки со сменой руководства в 2012 году превратилось в средствах массовой информации в устойчивого ньюсмейкера, трендмейкера и хедлайнера Правительства Российской Федерации. "А нафига столько заимствованных у буржуев непонятных слов?" – спросите вы. А затем, что в русском литературном языке слов, обозначающих то, во что превратилось это Министерство, попросту нет.
Если до недавнего времени и оставались какие-то крохи нелепых иллюзий относительно вменяемости обновленного менеджмента МОН, то последние "новации" этой объединённой простодушной группировки (ОПГ) развеяли их по ветру.
В январе 2013 года из "недр" Минобрнауки на просторы интернета – на свет Божий – выползло 119-страничное распоряжение Правительства РФ за нумером "2620-р", подписанное неким Д. Медведевым. Кстати, не Дмитрий ли это Анатольевич? Бывший Президент нашей с вами Федерации. Если так, то с чего это он стал одной буковкой подписываться? На Руси отчества "не было" только у простолюдинов и холопов:
"... Жигулин раскрыл рот, поднялся, глаза вылезли, борода задралась.
– Так с отчеством будешь писать нас?.. Да за это – что хошь! ..." [2]
Название любого произведения есть зеркальное отражение хода мыслей его автора. Например, "План Барбаросса" – всё понятно. Какие же мысли бродили в головах чиновников, назвавших сей опус "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", мне не ведомо. Уже само это название как бы призвано по полной программе заморочить рядовых граждан. Какие "изменения"? Уже проведённые или планируемые? Какие-такие "отрасли социальной сферы"?
Поражает не длина этого "манускрипта". Видали мы и похлеще и подлиньше! Удивляет до обморока то, что Правительство в лице Минобрнауки только под конец 2012 года от Рождества Христова озаботилось повышением эффективности того, что стоит в его названии.
Дорогие товарищи, оказывается нам нужно повышать "эффективность образования и науки"! Итить-колотить! А чем же чуть меньше десятилетия занималась "банда Фурсенко старшего"? То есть только тогда, когда г-н Фурсенко, бывший министр, "ушёл в долину отпусков", кто-то в МОН возжелал повысить эту самую "эффективность".
Младший Фурсенко уже доповышал "эффективность" российского футбола до полной стыдобищи. Но как же это фурсенковский братан не допёр провести проверку футбольных клубов на эффективность! А то бы "слили" "Мордовию" с "ЦСКА". Или присоединили бы ФК "Динамо" (Москва), имеющий признаки неэффективности, с питерским "Зенитом"! Глядишь, дело бы и пошло-поехало! В последнем случае можно было бы и формы не перекрашивать. У "ментов" и "газовиков" – одни и те же корпоративные цвета. И логотипчик можно было бы им "замутить" в виде аббревиатуры "ГД" – "ГазоДинамо".
Вернёмся к упомянутому "документу". Хотелось бы спросить: "А какого рожна вы, господа хорошие, использовали в преамбуле термин "дорожная карта"?" Нахватавшись новомодной терминологии, возникшей некогда в мозгах американских политиков, минообровские клерки, ну, ровно, крыловские мартышки с очками, пытаются "впендюрить" дурацкие термины к месту, и, особенно, ни к месту. То, что они обозвали "дорожной картой" – это до жути знакомый, банальный пятилетний план времён развитого социализма. Начните читать этот план "мистера Фикса", и с первых же страниц на вас ТАК пахнЁт "Решениями XXIV Съезда КПСС", как не благоухают портянки бойца мотострелкового взвода после недельных учений! "Усилить", "рекомендовать", "углубить", "обеспечить", "расширить", ... – полный набор инфинитивов, прости меня Господи! Ну, просто вылитая "Пятилетка качества"!
Неведомые мыслители и титаны словоблудия в Минобрнауки подошли к своему "уродцу" системно – все 119 страниц "документа" аккуратненько и единообразно разбиты ровнёхонько на шесть частей:
I. Изменения в дошкольном образовании ...
II. Изменения в общем образовании ...
III. Изменения в дополнительном образовании детей ...
IV. Изменения в сфере профессиональной подготовки ...
V. Изменения в сфере высшего образования ...
VI. Изменения в сфере науки и технологий ...
Алё! "Ничо" не забыли?
I. Изменения в дошкольном образовании ...
Не буду комментировать маразм в дошкольном образовании, сложившийся, благодаря неусыпным и беспрестанным заботам Минобрнауки. Случай из жизни. Наша кума до сих пор трудится в детском саду музыкальным работником. Мало сказать, что всю свою жизнь они с мужем профессионально занимались музыкой, так любой утренник она умеет превращать в настоящий и незабываемый праздник для детей и их родителей. У неё поют и танцуют ВСЕ дети. И тут в садик приходят инструкции "сверху" об обязательном проведении аттестации музработников. А як же! На что Галина Николаевна, как женщина незаурядная и с украинским корнями, говорит: "А не пошли бы вы..." И указывает весьма точный адрес. Я понимаю, если бы это идиотское указание дал Юрий Абрамович Башмет. Гению простительно. Но ведь "спускают" "это" точно такие же безмозглые клоны клерков из Минобрнауки, только помельче рангом и мозгом, считающие, что нот всего 6. И так – на всех уровнях.
II. Изменения в общем образовании ...
Наши с супругой личные дети, слава Богу, уже отучились в не самых плохих школах города Томска, но куда пойдёт внук – вот проклятый вопрос! Даже страшно думать ...
Пункт 1 в таблице на странице 40 – "Показатели повышения эффективности и качества услуг в сфере общего образования". Вслушайтесь: "Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена".
Кто понял хоть что-нибудь, поднимите руку. Какой тавтологический и патологический придурок в Министерстве сидит и выдумывает эту галиматью?! О чём говорит этот показатель – об улучшении результатов выпускников школ? Нет! Он говорит только о безумной фантазии сидящих на шее у государства чиновников, которым всё это образование вместе с наукой – наплевать и растереть. Лично я понял только одно, что возведённый в ранг государственной политики идиотизм под названием "ЕГЭ" нынешняя минобровская братва отменять не собирается вплоть до 2018 года. Дай Бог им всем здоровья, и чтобы их дети и внуки до двенадцатого колена сдавали ЕГЭ до конца дней своих!
III. Изменения в дополнительном образовании детей ...
... Не комментирую.
IV. Изменения в сфере профессиональной подготовки ...
... Не комментирую.
Отмечу только, что оба раздела под завязку набиты глубокомысленной чушью с приведением цифр, планов и прочей фигни, призванной продемонстрировать глубокую бумажную заботу Партии и Правительства об этих социальных слоях.
И, вот, наконец, страница 85 – Раздел "V. Изменения в сфере высшего образования, ..."
В пункте "1. Основные направления" перед нами раскрывают блестящие планы того, как "зашибИсь и здОровски" Минобрнауки обустроит это самое высшее образование в России в ближайшую пятилетку.
И первой же строкой идёт: "проведение ежегодного мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования;"
Так! Не соврал господин-товарищ-барин заместитель министра Климов. "Мониторили, мониторим и будем вас мониторить, пока не отмониторим все вузы по полной программе!" С чем я университеты нашей страны и поздравляю!
В принципе, дальше уже можно не читать этот бред душевнобольного о судьбах высшего образования.
...
введение прикладного бакалавриата в высшем образовании;
обеспечение высокого качества программ магистратуры;
создание новой модели аспирантуры ...
и т.д. и т.п.
То есть вопрос "А на хрена России вообще нужен этот бакалавриат?" уже не актуален? Мы будем и дальше делать из дерьма конфетку? А какого качества были программы магистратуры до этого? Невысокого? А куда девать будем "старую" модель аспирантуры? И так можно до бесконечности. Непробиваемости и тупоголовию министерских чиновников может позавидовать даже новое поколение российских танков. Не прошибёшь!
А вот раздельчик "2. Ожидаемые результаты" (стр. 86) хотелось бы процитировать полностью. Чёрный ящик в студию!
"Будет сформирована сбалансированная сеть образовательных организаций высшего образования, ориентированная на удовлетворение потребности работодателей в высококвалифицированных кадрах и развитие научно-технологического потенциала российских регионов.
Предусматривается осуществление структурных преобразований сети российских образовательных организаций высшего образования, создание условий для вхождения к 2020 году 5 вузов-лидеров в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов.
Повысится уровень мотивации научных и научно-педагогических кадров в рамках перехода к эффективному контракту. Будут реализованы новые финансово-экономические механизмы, обеспечивающие конкуренцию и повышение качества высшего образования".
Занавес...
Впечатляет громадьё планов Ливанова и Ко? Снова захотелось жить и "чертовски" поработать? Ага, дулю вам в нос!
Из таблицы "3. Основные количественные характеристики системы высшего образования" на стр. 87 следует, что славное Министерство запланировало к 2018 году сократить преподавателей почти на 140 тысяч человек. Напрямую в таблице этой строки нет – не такие уж они в Министерстве и придурки, чтобы так явно "засветиться". Но любой, у кого есть, хотя бы куриные мозги, и незабытое умение поделить два числа друг на дружку, получит этот же результат.
"Кранты", вам, преподы! А и правда, чего с вами церемониться. Но я так думаю, что нашим зондеркомандам из Министерства даже не придётся для этого предпринимать специальных карательных операций на периферии. Посмотрите на возраст профессуры и доцентов в томских вузах: средний возраст профессоров – под и за 70 лет, доцентов – от 50 до 55 и старше. Пройдёт еще несколько лет, и к 2018 году многие толковые, умные, но возрастные преподаватели отправятся на "прогулку по Елисейским полям". К столице Франции эта "командировка" не имеет никакого отношения. А кто подзабыл – освежите в памяти греко-римскую мифологию. Так с кем эти чинодралы от образования собираются "повышать эффективность"?
Во времена "весёлой" "культурной революции" в Китае тогдашние товарищи с красными цитатниками Мао-Дзэдуна у сердца придумали незатейливый способ избавиться от излишне умной интеллигентской прослойки – отправить её на "трудовое перевоспитание" в сельскую китайскую тьмутаракань, чтобы она там заодно и подохла, дабы два раза не ходить и патроны не тратить.
Как было бы здорово – отправить ВСЁ Минобрнауки на "перевоспитание" в удалённые от столиц российские вузы на младшие технические должности – курьерами, техничками, помощниками юристов, и прочее-прочее-прочее. Вот где бы сразу наступило "просветление в уму", произошла резкая переоценка ценностей и критериев эффективности!
Тут у одного нынешнего Премьер-министра сынишка в "прошлом годе" поступал в вуз. Так только тогда до "папы" дошла некоторая "неоднозначность" ЕГЭ. Надо же – проснулся! Но если декабристы были просто "страшно далеки от народа", то руководство Минобрнауки – это чисто "Восстание машин" какое-то – модифицированные модели роботов "Терминатрикс (T-X)" засланы из будущего в настоящее, чтобы после двух контрольных выстрелов в голову образованию и науке ("ЕГЭ" и пресловутый "ФЗ-94"), сделанных старой моделью терминатора "Т-1000" – Фурсенко, добить их уже окончательно и бесповоротно.
То, что эта министерская свора ни в грош не ставит вузы, ярко показал прошлогодний приезд в Томск наиглавнейшего учёного секретаря ВАК – г-на Аристера. Съехалась куча народа – секретари диссертационных советов, ректоры университетов, проректоры по науке. Люди приехали в самые лютые предновогодние морозы из разных сибирских городов за тысячи километров. А этот господинчик несколько часов нёс полную ахинею! Это что за отношение к вузовским трудящимся?
Я по старой памяти представляю себе, как бы этого чиновника "размаали" в прессе в Голландии за такое неуважение к уважаемым людям. А он даже и не понял – видимо ещё одна модификация "T-X". Может быть, именно потому в Нидерландах все 13 университетов входят в "Топ-200", а семь из них – в "Топ-100", что ТАМ у них таких фурсенок, ливановых, климовых и аристеров не так уж и много?
Все кто реально, в своей повседневной деятельности, сталкивается с "заботой" Минобрнауки или других почтенных московских ведомств "об людЯх", до конца дней своих будут помнить эти дружеские объятия с похрустыванием костей.
Вот, к примеру, уважаемая организация РФФИ. Была у них почившая в бозе система "Грант-Экспресс". Люди не могли нарадоваться. Но недавно они "замутили" систему КИАС. Проклятьям – нет числа. За полгода несчастные пользователи настрочили им столько замечаний, что людям совестливым впору было бы удавиться на сетевом кабеле! Но у них – ни тени сомнения: "Вам неудобно? Сожрёте и так! А нас всё устраивает!" Точно такое же жлобское отношение сквозит в любых действиях Минбрнауки: "Это вы – для нас, а не мы – для вас!"
Хотите знать почему российская наука, благодаря Министерству образования и науки находится, мягко говоря, в ..., ну, в общем, не в "Топ-100"? Потому что этому ведомству нафиг не сдались все эти учёные с их исследованиями. Главное – освоить средства, и чтобы было всё гладко на бумаге. Вот – показательный примерчик. Порядок приёмки выполненных работ в рамках ФЦП "Кадры", подписанный каким-то там Федюкиным – дружно ржём – историком с PhD степенью университета штата Северная Каролина (!), занимает 38(!) страниц. По-видимому в России не нашлось ни одного путявого технаря, доктора технических или физмат наук на эту должность. Так, что же вы, г-н Ливанов, не назначили себе в заместители директора банно-прачечного комбината? Ведь вам, похоже, всё равно.
У одной моей знакомой муж работает по контракту в университете Гренобля (это во Франции, если кто не знает), одновременно являясь аспирантом по технической специальности одного из томских университетов. Так вот, в прошлом году она невзначай "втравила" мужа в написание заявки на грант ФЦП "Кадры". Он, естественно, его влёгкую выиграл, но затем проклял всё и вся, вспомнив все матерные русские слова и уже немножечкО фр-р-ранцузских. "Задолбали бумагами" – это самое мягкое из выражений! В чём ТАМ – в университете Гренобля, состоит отчётность по нехилому проекту с объёмами, не сравнимыми с теми "финансовыми слезами", капающими из ФЦП на российских учёных? Каждый из исполнителей составляет отчет в произвольной форме в виде расширенной научной публикации с изложением РЕЗУЛЬТАТОВ своей работы. Руководитель проекта обобщает их, пишет итоговый финансовый отчёт о расходах, и ВСЁ!
Подверждаю это своим личным опытом работы в Делфтском университет технологии (Голландия) с 1997 по 2004 гг. То есть буржуев интересует КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. У нас же "уважаемое" Минобрнауки требует заполнения моря бессмысленных и никогда не прочитываемых живыми существами, кроме крыс, бумаг. Всё это – только ради ГАЛОЧКИ, а не живого результата.
Но раз в нашей стране всё делается ради галочки, то не пора ли нам заменить двуглавого орла в Гербе Российской Федерации на двуглавую галочку?
"Вертаем взад" – к "докУменту".
Продолжаем неприлично ржать. Страница 90 – пункт "5. Обеспечение высокого качества программ магистратуры". Внимание! В качестве контрольного показателя выполнения этого пункта стоит "удельный вес Российской Федерации в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (Web of Science)".
Эй, мужики! Вы не попутали "что-то" с "чем-то"? Каким это волшебным образом несчастные магистранты помогут приподнять этот удельной вес всей РФ. Да бОльшая часть магистрантов сейчас по русски-то не умеет писать, а вы гутарите о публикациях в мировых научных журналах!
Я всё время тихо гогочу, наталкиваясь в министерских "документах" на перевод названия базы данных "Web of Science" агентства Thomson Reuters, как "Сеть науки". Назвали бы лучше "Бредень науки" – совсем уж по-русски. Ребята, а "чо" вы тогда не переводите слово "менеджер" или множество других устойчивых английских словосочетаний, влезших в наш язык и удобно там расположившихся? Тогда уж надо бы переводить на русский и название другой базы данных – "SciVerse Scopus", которую вы также поминаете всуе. Не переводится? "Не выходит каменный цветок, Данила-мастер?"
"Действие прежнее. Те же и графиня".
Страница 90 – пункт "6. Создание новой модели аспирантуры на базе образовательных организаций высшего образования, активно участвующих в научно-исследовательской работе". Вот так новость! Оказывается "новая активная модель" аспиранта должна участвовать в НИР! Аспирант, не участвующий в научно-исследовательской работе – это что за бредятина? А как же тогда он диссер-то пишет?
Я прекрасно понимаю, что приди сейчас в Минобрнауки даже САМ Жорес Алфёров, ЕГО точно также "сожрала" бы эта серая аморфная масса чиновников и недочиновников. Ведь кроме этих странных "пацанов" – заместителей министра Климова и Федюкина, с никому неизвестными в России научными или инженерными достижениями, всё Минобрнауки под завязку набито тётками бальзаковского, предпенсионного, пенсионного и запенсионного возрастов. Ничего путного и полезного для страны в своей жизни, кроме перекладывания бумажек и набивания своих карманов, они не сделали. Ни на что, кроме извращённого фантазирования идиотских циркуляров и формуляров, они не способны по умолчанию.
Ну, ладно, сидели бы тихонечко там у себя в Златоглавой, попиливали бы "денюжки", жили-поживали бы на "откатах" и взятках, как этим профессионально занимались более опытные товарищи в Министерстве обороны. Так ведь, нет! Верно говорят, что дурак с инициативой – страшнее атомной войны. Но они не только с инициативой, они еще и хитромудрые!
Я всё думал-гадал, как эти пройдошистые ребята из Министерства выкрутятся из той ловушки, в которую они попали благодаря идее-фикс бывшего министра Фурсенко – загнать 5 российских вузов в "Топ-100". А всё оказалось просто и тупо, как валенок.
Страница 102 – пункт "7. Показатели повышения эффективности ...". Ось, дывись Мыкола, яка гарна вигадка! Подпункт "1. Число российских университетов, входящих в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов": 2013 год – одна штука, 2014 год – одна штука, ..., 2017 год – одна штука, 2018 – две штуки. Складываем с 2013 по 2017 гг., получаем ровно 5 штук университетов, как и было высочайше предписано.
Я понимаю, что Министерство образования и науки ни в грош не ставит нашего всенародного любимчика, а их – непосредственного начальника – Дмитрия Анатольевича. Так бывает. Но уж так-то издеваться над вьюношей негоже! Пожалели бы, и не подсовывали бы ему эту "ксиву" на подпись.
Когда произносится роковая фраза "5 российских университетов войдут в первую сотню ведущих мировых университетов", то НОРМАЛЬНЫЙ человек понимает это так, что в каком-нибудь NNNN-ом году текущего века пять достойнейших российских университетов, типа МГУ, СпБГУ, Казанский федеральный университет, Уральский федеральный университет и Новосибирский государственный университет, ОДНОВРЕМЕННО попадают в "Топ-100".
Ведь, когда я говорю, что 7 из 13 голландских вузов вошли в 2012 году в сто лучших мировых университетов согласно "Times Higher Education World University Rankings", это означает, что Лейденский университет (Leiden University), Утрехтский университет (Utrecht University), университет Вагенингена (Wageningen University and Research Center), университет им. Эразма Роттердамского (Erasmus University Rotterdam), Делфтский университет технологии (Delft University of Technology), Амстердамский университет (University of Amsterdam) и университет Гронингена (University of Groningen) СРАЗУ и ВМЕСТЕ дружной компанией расположились в золотой сотне.
Напрасно минобровские чиновники "думают", что попадание университета в "Топ-100" – это как назначение на должность министра – если товарища назначили в 2012 году, то он будет министром и в 2013, и в 2014, ..., и в 2017 году. Например, в 2011 году МГУ в списке "THE" был на 289-ом месте, а в 2012 – на 214-ом. Что не исключает и обратного "перехода" или вообще вылета из "топов". "Скатился" же Гарвардский университет со 2-го места в 2011 на 4-ое – в 2012 году.
Ушлые чиновники, конечно, оставили себе "запасной выход" – они так и не назвали в этой "дорожной карте" тот мировой рейтинг университетов, куда должны "войти" наши вузы-лидеры. Поэтому если не "выгорит" в Шанхайском рейтинге (а не "выгорит" стопудово – где же набрать столько Нобелевских лауреатов), не "выгорит" в рейтингах "QS" и "THE", то, по хитроумной задумке "сочинителей", на сцене в нужный момент должен появиться, например, самопальный российский мировой рейтинг университетов, где наши-то окажутся стопроцентно.
Уф-ф-ф!
И ТАК – на КАЖДОЙ странице этого "документа".
С моей точки зрения, наиболее важными для вузов количественными минобровскими показателями, которые "они" "зафигачили" в "пятилетней план", являются (стр. 117):
– число публикаций российских авторов в научных журналах, индексируемых в базе данных Scopus, в расчете на 100 исследователей,
– число цитирований в расчете на 1 публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science)
– коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в Российской Федерации в расчете на 10 тыс. человек населения).
На первый взгляд – ничего подозрительного. Но объясните мне, пожалуйста, почему число публикаций российских "исследователей" должно считаться по базе Scopus, а число цитирований статей, по-видимому, тех же "исследователей" – по Web of Science? Хотя в том же самом Scopus имеется такой инструмент, как "Citation Tracker" для отслеживания числа цитирований. Логически или опечатками в тексте объяснить это нельзя, поэтому ответ, скорее всего, лежит в сфере товарно-денежных отношений. Я думаю, что одни "пацаны" в Минобрнауке получают "навар" от одной системы, а другие – от другой. Вот так славненько все и пристроились! А университеты из-за них должны подключаться к обеим системам, что влетит им в немаленькую копеечку!
Понятно, что и в двух указанных пунктах опытные министерские чинуши не могли не оставить для себя "норку". Хитрость состоит в термине "российский исследователь". Кто это? Научные сотрудники всех должностей (м.н.с., н.с., с.н.с.)? Профессора, доценты? Инженеры-исследователи, стажёры-исследователи? Аспиранты, докторанты? Кто? А в ответ – тишина. Потому, что когда не будет сходится "дебет" с "кредитом", то Минобрнауки "раскроет" эту "тайну", и все показатели будут безусловно выполнены.
Хихикаем дальше.
Смотрим на количественный, по годам, рост "Коэффициента изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в Российской Федерации, в расчете на 10 тыс. человек населения)" на странице 117. Всё бы ничего, да вот, только достигаемый результат по итогам пятилетки – "повышение изобретательской активности российских исследователей на международном уровне" вызывает вопросы. То есть заявки подаём внутри РФ, а изобретательская активность повышается на международном уровне? Это как так? Печатаемся в "Пупкинском Вестнике", а цитируемость повышается в "Science"? Ну, просто откровенный бред – "люди" даже не понимают смысл того, что сами же и "накарякали".
Я действительно не вру – подобные "косяки" встречаются практически на каждой странице этого так называемого "ПЛАНа".
Но самое смешное я приберёг напоследок. На всех 119 страницах НИ СЛОВА не сказано о "презренном металле" – о деньгах. Без которых, как все знают, в нашем мире ничего не получится.
В сказке было попроще:
"... Грядки выполют зайцы, фасоль разберут мыши, кофе намелют кошки.
- А розы?
- А розы вырастут сами. ..."
Но в суровой жизни то не так!
Где же, ты, товарищ Манилов из "Мёртвых душ"? Жаль, что ты уже умер, а то бы порадовался своим духовным собратьям – помещикам из Министерства образования и науки, "нарисовавшим" замечательный прожект перестройки всего образования и науки, но, к сожалению, позабывшим объяснить, с помощью какой волшебной палочки всё это будет воплощено в жизнь.
Пардон, дико извиняюсь – не забыли оказывается! В тексте собственно Постановления – за подписью того самого Д. Медведева, имеется пунктик 2:
"РЕКОМЕНДОВАТЬ органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и органам местного самоуправления ОБЕСПЕЧИТЬ реализацию плана"
Пипец!! "Розы вырастут сами!" Мы тут нафантазировали с друганами на 119 страницах, а вы, ребята, впахивайте – обеспечивайте реализацию! Вот, наверное, "обрадовались" Губернаторы на просторах России-матушки! Я уверен, что ТАКИХ матов русская Земля ещё не слышала!
Кстати, если кому-то интересно, кто такие "подкидные дураки" в названии, так это – все мы с вами!
Использованные источники
1. Басни Эзопа / [Пер., статья и коммент. М. Гаспарова.] – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство. – 1992. – 400 с., ил. ("Библиотека античной литературы") или ссылка
2. А.Н. Толстой. Петр Первый.
© 2013. В.И. Карнышев
"Аспирантура: непутёвые заметки язвительного пессимиста"
© Патинформбюро,
, 2014